По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Поэтому большое значение имеет ранняя диагностика различных отклонений в развитии у детей. Те отклонения, которые обнаруживаются у ребенка в раннем и дошкольном возрасте, своевременно подвергаются ранней медицинской и педагогической коррекции, что значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
На консультацию и занятия с логопедом принимаются родители и дети в возрасте от 0 до 18 лет, имеющие проблемы в развитии. Зачислению на коррекционные занятия к логопеду подлежат дети с отклонениями:
- не слышащие и слабослышащие;
- незрячие и слабовидящие;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с нарушением интеллекта;
- с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;
- с выраженными трудностями в обучении (с задержкой психического развития);
- со сложными недостатками.
Запись на консультацию к логопеду осуществляется по направлениям
- мед. учреждений;
- ДОУ;
- школ;
- самостоятельно.
Данные дефектологического обследования заносятся в реабилитационную карту. На основании дефектологического обследования ребенка логопед составляет индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Цель педагогической коррекционной работы заключается в исправлении (доразвитии) психологических и физических функций ребенка с нарушениями в развитии.
В условиях центра дети занимаются индивидуально или по три-четыре человека в группе 1-2 раза в неделю. Каждое занятие длится примерно 30-40 минут и проводится по следующему плану:
- Упражнение на усидчивость и подражательность; выработка слухового и зрительного внимания.
- Развитие моторики (общей и мелкой).
- Развитие речи — обогащение словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, развитие связанной речи.
- Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха и фонематического анализа.
- Развитие элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени и пространстве).
- Развитие внимания, памяти, мышления.
В условиях специально-организованного обучения дети способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умение и навыки.